Зимние прогулки

04.12.2021 12:57

В зимнее время года родители мало времени уделяют прогулкам с детьми. Объясняют это тем, что зимой холодно и скучно. Но если внимательно осмотреться кругом, сколько интересного можно обнаружить в зимней природе! Ясный солнечный день… Обратите внимание на красоту зимнего пейзажа. Ослепительно ярко светит солнце, вокруг всё белым-бело, снег искрится, переливается, а по синему небу плывут белые облака. «Мороз и солнце – день чудесный!» Воздух морозный и чистый. Очень красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит пушистые гирлянды снега на ветках, как будто кто-то украсил их кружевами. Любуясь деревьями, попросите ребёнка высказать своё впечатление. Он обязательно скажет, что «красиво, как в снежном царстве». Если идёт снег, спокойно полюбуйтесь падающими и медленно кружащимися снежинками. Рассмотрите их на рукавичке. Какие они, на что похожи? Придумайте вместе с детьми как можно больше слов. Обратите внимание: все снежинки разные, но имеют одно общее свойство: у всех по шесть лучиков. Если вам повезло с погодой, позвольте ребёнку подержать в руке немного снега, и пусть он сам убедится, что снег на тёплой ладошке тает и превращается в воду. В сильный мороз снег хрустит под ногами. Пусть ребёнок походит и прислушается к звукам снега. А вы объясните: «Это ломаются лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими». Снег, холод… Но для земли и растений снег – самое настоящее тёплое одеяло. Чем больше оно, тем теплее растениям; снег защищает их от сильных морозов. Посмотрите, как спят они под пушистым снежным одеялом. Осторожно разгребите лопаткой снег там, где осенью была трава, – и вы увидите среди сухой травы мелкую зелёную травку. Можно провести несложный эксперимент. Возьмите на прогулку две бутылки с тёплой водой одинаковой температуры. Одну бутылку закопайте в снег, другую оставьте на поверхности. В конце прогулки потрогайте их. Вода в бутылке, закопанной в снег, охладилась меньше, значит, снег сохраняет тепло, и поэтому растения не погибают от мороза. В парке найдите разные деревья – берёзу, ель, рябину; рассмотрите их. Чем они похожи, а чем различаются? Обратите внимание на сосны и ели. Спросите ребёнка, изменились ли они с приходом зимы. Нет, они не сбросили хвоинки, как лиственные деревья свои листья. Объясните ребёнку: маленьким иголочкам нужно меньше влаги и света, чем листьям, поэтому хвойные деревья и не сбрасывают иголки. Так сосны, ели и будут зимовать в зелёном наряде. А как красивы зимой рябины! На заснеженных ветках горят красные гроздья ягод.Полакомиться ягодами прилетают птицы. Понаблюдайте за этими пернатыми – и увидите много интересного. Обратите внимание на окраску их оперения. Снегирь – самый заметный щёголь, у него ярко-красная грудка. У синички – жёлтая, с чёрным «галстуком», голову её украшает чёрная «шапочка». Выделяются на белом снегу чёрно-серые вороны, коричневато-серые воробьи, чёрные галки. Внимательно понаблюдайте за их повадками. Посмотрите, как снуют синички вверх и вниз по стволам деревьев в поисках насекомых, которых даже зимой ухитряются достать своим острым клювом из-под коры. Если синичка найдёт крупное зёрнышко, она долбит его, зажав в лапках, а вот снегирь легко разбивает крупное семя своим могучим клювом. Воробьи – очень шумные, весёлые, дерутся из-за корма, а иногда молча сидят на ветках деревьев, нахохлившись. Это им холодно, они так греются. Ребёнку очень понравится возможность понаблюдать за птицами. Он сразу заметит, что одни птицы храбрые, другие пугливые; одни мирные, а другие драчуны. Объясните ребёнку: птицам, которые остались зимовать, не сладко, ведь добраться до корма трудно – он часто бывает скрыт под снегом. Пернатых нужно подкармливать. Сделайте вместе с ребёнком кормушку и покормите их. Лучшее лакомство – подсолнечные семечки, но можно насыпать крупу (пшено, просо). Синичек побаловать кусочками несолёного сала, только его нужно подвесить на ниточках к веткам деревьев. Подкармливая птиц, вы с ребёнком не только сможете наблюдать за ними, но и сделаете доброе и нужное дело – зимой сытая птица никогда не замёрзнет от холода. Если вы находитесь в зимнем лесу, малышу покажется, что жизнь здесь замерла. Куда подевались все насекомые, которых летом было великое множество? Спросите у него, пусть сам попробует ответить на этот вопрос. Затем постарайтесь найти старый, трухлявый пень и отверните кусочек его коры. Там можно увидеть множество насекомых: жучков, мошек, гусениц, червячков. Они не двигаются и как бы оцепенели от холода. Возьмите одно насекомое, посадите на варежку малыша и отогрейте тёплым дыханием, оно сразу оживёт и зашевелится. Скажите: вот так и весной пригреет солнышко, и все жучки, мухи и червячки выползут из своих зимних укрытий. Чтобы наблюдения не наскучили ребёнку и он не замёрз, проводите их недолго и чередуйте с игрой. Например, вы рассматриваете следы на снегу. Предложите малышу сделать свои, протоптать дорожку; также с помощью следов можно вытоптать несложный рисунок – ёлочку, солнышко, домик. Поиграйте в следопыта: мама идёт по снегу, делая мелкие шажки, а задача малыша – идти за ней след в след, точно попадая в мамин шаг. Наблюдая за снегом, слепите вместе с ребёнком снеговика. Поиграйте в игру «Меткий стрелок»: скатайте комья снега, выставите в ряд прямо на снегу или на скамейке и вместе с ребёнком снежками сбивайте их, а потом посмотрите, у кого из вас больше попаданий. Наблюдая за пернатыми, поиграйте в игру «Птицы». Дети с удовольствием будут имитировать их голоса и движения. Детям очень понравится игра «Клад». Скажите малышу: сегодня на прогулке будем искать клад. Давайте ему команды: «Пройди прямо, повернись налево и пройди ещё несколько шагов, повернись направо, наклонись», чтобы направить его к тому месту, где вы предусмотрительно спрятали для него сюрприз (какой, придумайте сами)Для детей постарше можно дать заранее нарисованную на бумаге карту поиска, а место сокровищ обозначить крестиком. Интересных и познавательных вам прогулок!