Упражнения на развитие памяти у детей 5-7 лет

20.10.2015 07:34

  

Память — это процесс получения, хранения и переработки информации. Процессы памяти включают в себя умение кодировать, хранить и доставать информацию тогда, когда это необходимо для какой-либо деятельности. Разделяют кратковременную и долговременную память, наглядно-образную, слуховую, произвольную и непроизвольную. Период старшего дошкольного возраста (5-7 лет) благоприятен для развития всех видов памяти с помощью специальных упражнений, описанных ниже.
«10 слов (10 картинок)»
Подготовьте 10 предметных картинок и разложите их перед ребёнком, предложите ему запомнить в течение 1 минуты (постепенно уменьшайте количество времени на запоминание). Затем уберите картинки и предложите ребёнку вспомнить, что же было там изображено. Зрительная память наиболее развита у детей, а вот над слуховой надо поработать. Придумайте 10 слов, обозначающих предметы, знакомые детям, предложите ребёнку послушать внимательно и запомнить. Повторите 2 раза и попросите ребёнка назвать слова Наиболее сложный вариант игры, который ребёнок должен освоить к семи годам. Подготовьте и запишите на листке пары слов, связанных между собой по смыслу: лейка — цветок, курица — петух, вилка — ложка и т.д. Вариантов может быть множество. Интонационно выделяя парные слова, прочтите их ребёнку 2-3 раза, предупредив о том, что их надо запомнить. После этого называйте сыну или дочери первое слово из пары, а ребёнок должен назвать второе.
Такие упражнения тренируют кратковременную память, но если спросить у ребёнка, какие были картинки или слова через 30-40 минут, вы также сможете тренировать и отсроченную память. Полезно спрашивать у ребёнка и на следующий деть, заставляя работать долговременную память. К школе ребёнок должен запоминать и воспроизводить за 1-2 раза не менее 10 слов. Вы с лёгкостью добьетесь таких результатов при системных занятиях.
Часто бывает, что на слух ребёнок запоминает меньше слов. Помогите ему используя технику ассоциаций. Суть её заключается в следующем. Для того, чтобы запомнить какое-то слово (например, ЛЕС), надо подобрать к нему ассоциацию, представить что может быть в лесу и запомнить более лёгкое слово (ЁЛКА). Когда ребёнку надо будет вспомнить слово, он вспомнит ЁЛКУ, а по цепочке и нужное слово ЛЕС. Другой вариант — при назывании слова окно ребёнок может повернуть голову в сторону окна и закрепить в памяти нужный образ.
«Где лежит…»
Заготовьте лист бумаги, на котором расчерчена табличка 3х3. Такой же лист должен быть у ребёнка. Возьмите пуговицу, кружок или маленькую игрушку и поставьте в любой квадрат. Попросите ребёнка запомнить и поставить на своем листе игрушку в тот же квадратик после того, как свой закроете листом бумаги. Увеличивайте количество пуговиц и меняйте их расположение. Это отличное упражнение для развития не только памяти, но и увеличения объёма внимания и восприятия
«Что изменилось»
помимо классического варианта игры «Что изменилось» с использованием геометрических фигур, предметных картинок или игрушек, можно играть и так. Когда вы идёте в магазин или поликлинику, предложите ребёнку внимательно посмотреть и запомнить какое-нибудь место, двор и т.д. На обратном пути остановитесь и посмотрите, что изменилось.
Кстати, поход в магазин — отличная возможность потренировать память сына или дочери. Как главный помощник, ребёнок должен запомнить несколько вещей или продуктов, которые необходимо купить в магазине.

Эта игра направлена не только на развитие памяти, но и на умение действовать по словесной инструкции (один из главных критериев готовности к школе). Инструкция на начальном этапе может звучать так: «Нарисуй маленький домик с красной крышей, желтой дверцей. Перед домом нарисуй ёлочку» После того, как первые задания перестанут вызывать трудность у ребёнка, усложняйте инструкцию, добавляйте описания рисунка и обязательно после того, как ребёнок нарисовал картинку, вместе с ним проверьте правильность выполнения задания, повторяя инструкцию. В школе более 50% заданий ребёнок должен выполнять по словесной инструкции, так что используйте это несложное упражнение в своих домашних занятиях.
Если у вашей дочери или сына есть проблемы в запоминании текста для дальнейшего пересказа (такие задания очень часто задают в школе), вы можете освоить с ребёнком мнемотехнику. Читая каждое предложение, подумайте, как можно его зарисовать, изображая один главный предмет. Пусть ребёнок нарисует картинку или значок, соответствующий предложению. Например: для предложения «Выглянуло солнце» можно нарисовать солнышко. «Дети побежали к речке» — волночки и т.д. Так ребенок сможет запомнить больше и при пересказе ничего не упустить.