Учить ли ребенка музыке?

08.11.2015 11:48

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе.  Уже доказано, что музыка влияет на интеллектуальное развитие человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. С помощью  музыки можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление. 

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Ведь задатки к музыкальной деятельности (то есть физиологические особенности строения организма, например, голосового аппарата или органа слуха) имеются у каждого. И если для музыкального развития ребенка с самого его рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, она позволила слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. 
 

Часто можно услышать от родителей: «Моему ребенку медведь на ухо наступил». Но это всего лишь отговорка. Дело в том, что отсутствие у ребенка музыкального слуха всего лишь миф. Точно также можно отказаться обучать ребенка чтению лишь из-за того, что у него нет особого волшебного «литературного»» зрения. О музыкальном слухе педагоги говорят тогда, когда имеют в виду степень натренированности звукоразличительных навыков, необходимых для достижения определенных уровней музыкального профессионализма. При этом речь идет опять-таки не о том, есть ли музыкальный слух  или его нет, а о том, в какой степени он развит воспитанием и обучением. Поэтому применять это понятие до обучения, да еще и по отношению ко всем детям, совершенно бессмысленно. Слух как потенциальную способность воспринимать музыку и музицировать на любительском уровне имеют все дети (исключение составляют только глухонемые от рождения).

Помните, что ваш ребенок талантлив и имеет достаточные способности для занятий музыкой. И многие музыкальные педагоги придерживаются убеждения от потенциальной талантливости всех детей. Например, знаменитый Пётр Столярский, учитель Давида Ойстраха, бывало, прослушав начинающих, говорил их родителям так: «Ах, ничего особенного, обыкновенный гениальный ребенок».

Конечно, многие дети, проучившись некоторое время в музыкальной школе, так и не могут овладеть музыкальной грамотой. Но всегда ли это зависит от природных способностей? Нет! Причины могут быть разные. Одной из причин может быть  слишком позднее обучение (в 7-8 лет начинать уже поздно!) Ранее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», - считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.  

В заключении хочется привести слова замечательного музыканта, нашего современника Михаила Казиника:

«Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой.  Ибо музыка - пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк  у рояля - не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость».