Сюжетно-ролевые игры в средней группе.
На четвёртом и пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. Одно из требований к организации развивающей среды – создание возможностей для удовлетворения потребностей детей в новых впечатлениях, в открытии нового, позволяющих фантазировать, перевоплощаться в самых разнообразных героев.
Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей. Материал к сюжетно-ролевой игре должен быть всегда, что называется, под рукой и в то же время не должен быть постоянно на виду, т.е. воспитатель не должен использовать сюжетно-ролевую игру как элемент дизайна. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в нашей группе хранятся в коробках из-под бумаги для ксерокса, оклеенных плёнкой. На лицевой стороне коробки обозначен символ игры.(Фото 1)
В коробку складываются все атрибуты для игры. У нас есть как реалистичные атрибуты т.е. уменьшенные копии реальных, так и обязательные предметы, которые выполняют роль заместителей Например: лоскут ткани, несколько брусков, палочки от мороженого, крышки от бутылок. Игровые уголки в нашей группе стационарные: кухня, парикмахерская и уголок для игры в магазин, который мы используем для других сюжетно-ролевых игр: поликлиники, аптеки, театральной кассы . Нами были изготовлены таблички с изображениями-символами игр ,которые при помощи скотча крепятся к уголку.(Фото2)
« Магазин » продуктовые корзинки, муляжи фруктов, овощей, различные коробочки, баночки из-под йогуртов , которые постоянно обновляются, сумочки и кошельки, одежда для продавцов, чеки и сувенирные деньги. (фото 3)
«Парикмахерская Ветерок» Атрибуты для этой сюжетно-ролевой игры мы пополняем при помощи родителей. Это вышедшие из строя фены, плойки с обрезанными шнурами, бигуди, расчёски, пластмассовые ножницы, пульверизатор, коробочки из-под красок, целлофановые шапочки и перчатки, кисточки для окрашивания, накидка для клиента и одежда для парикмахера. Особый антураж создают парики с макетами головы. В нашей парикмахерской очень много всевозможных заколок, резиночек и ободков для волос, что вызывает больший интерес к игре (фото 4)
Сюжетно-ролевая игра «Семья» Для этой игры так-же оборудован отдельный уголок, в который входят : кухня ,мы её немного усовершенствовали, врезав кран над мойкой, мягкий уголок и столик. Есть кроватки и коляски для кукол разных размеров. Для уюта уголок пополняется такими вещами как: настольные часы, рамки для фото, куда вставлены фото детей группы, телефоны, пульты от телевизора
Поликлиника «Айболит»(аптека)Для этой сюжетно-ролевой игры мы используем Уголок для игры в магазин. Помимо специальных игрушечных медицинских наборов, большую часть атрибутов дети приносят из дома-это всевозможные баночки и коробочки из-под лекарств, пластиковые шприцы. Мамы, работающие в поликлинике снабдили нас масками, шапочками, бахиллами. Есть настоящий прибор для измерения давления
Ателье мод «Золушка».
Чтобы обустроить уголок для этой сюжетно-ролевой игры, из ДВП изготовили стойку для одежды. Внизу на полочке расположены швейные машинки, есть гладильная доска и утюги. Там же находится корзина для кукольной одежды, комплектов постельного белья и просто лоскуты ткани для «стирок и глажения».(фото 6)
Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Используемые для этого костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для милиционера) хранятся на вешалке. Отдельно предусматривается хранение костюмов для игр-драматизаций. В средней группе у детей появляется интерес к обыгрыванию сказок. Это скорее относится к театрализованным играм. Мы считаем такие игры немаловажными, так как у детей формируется навык создания замысла и обыгрывания готового сюжета. Специально для обыгрывания сказочных сюжетов был создан макет зимнего леса с дикими зверями из войлока (Фото 7,8 )
Также мы изготовили театральную ширму
В дальнейшем мы планируем пополнять предметно-развивающую среду нашей группы в соответствии с возрастом, приобретённым опытом и навыками детей. А также изготавливать атрибуты для сюжетно-ролевых игр вместе с детьми.