Шахматы как образ жизни

10.01.2019 16:53

Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка, но для этого необходимо запастись большим терпением. И не забывать: все-таки главная наша цель - не воспитывать будущих чемпионов, а прививать малышам интерес к мудрой игре.

Уроки должны проходить в доброжелательной атмосфере.

В серединке - физкультминутка, в идеале, основанная на шахматных понятиях (приседания с пешкой на ладони и пр.). К новому материалу можно переходить только после того как малыш будет уверенно знать пройденное. Обучение должно быть развивающим, оно всегда должно включать самостоятельную работу ребенка с изучаемым материалом. И не забывайте двигаться от простого - к сложному.

Увлекаясь ходом сражения, дети часто кричат, спорят, при проигрыше говорят "да ему подсказывали", или "а у меня просто голова болит", "я не хочу играть". Постарайтесь объяснить, что тот, кто хочет стать чемпионом, учится на своих ошибках, стараясь всякий раз понять, что именно он сделал не так.

Не с первых дней, но потихоньку приучайте ребенка к серьезному отношению к игре: "шахматы любят тишину", "в шахматы играют медленно, чтобы придумать лучший ход".

Первый урок

Первая встреча с волшебными фигурами должна стать для ребенка настоящим праздником: ведь если вы сразу не заинтересуете чадо, все пропало.

Прежде чем показать детворе шахматную доску, расскажите интересную сказку о шахматах. Можете взять ее из учебников, а можете придумать сами. Главное, чтобы дитя к концу вашего рассказа было заинтриговано. Затем достаньте доску. Поиграйте во время показа интонацией голоса, включите музыку, привлеките куклу. А может доска у вас приедет на любимой деткиной машинке из дальних стран? Главное - сделайте первое впечатление об игре незабываемым!

Показав доску и фигуры, скажите, что это шахматы и совсем маленьким детям (2-3 года) дайте просто "поиграть" с ними. Важно, чтобы крохе было интересно и приятно общаться с шахматами, самому их исследовать и фантазировать.

Малышу постарше скажите, что шахматная доска - это поле боя, а фигуры - войска, только игрушечные. Попробуйте сразу научить ребенка расставлять шахматные фигуры на доске. Начните с пешек, немного расскажите о главных персонажах. Пешки - это шахматная пехота, и двигаются они по доске очень медленно. Король - самая главная фигура, а ферзь - самая сильная.

Расставьте вместе с ребенком шахматы и попробуйте сыграть с ним первую в его жизни партию. Да здравствует игра без всяких правил! Важно, чтобы ученик почувствовал интерес к шахматам.

Второй урок

Попросите ребенка расставить фигуры, и, если он ошибается, добродушно помогите ему. А теперь переходим к правилам игры. Напомните, что король является самой главной фигурой. Объясните, как он ходит (король ходит и бьет фигуры противника на расстоянии одного поля (одна клетка) в любую сторону). Поставьте рядом с королем какую-нибудь фигуру и покажите ребенку, как король может ее взять (съесть). Поставьте еще несколько - пусть малыш "покушает" королем целый ряд пешек и фигур.

Теперь объясните ребенку, что означает шах. Объявите шах какой-нибудь фигурой (пешкой, например). Расскажите, что "шах" в переводе с персидского - угроза королю и что от шаха необходимо как-то защищаться. Например, съесть нападающую фигуру или попросту уйти.

Расскажите, что слово "мат" в переводе с арабского означает - смерть. Мат - это такое положение, когда король не может защититься от шаха. Объявите простейший мат и покажите это ребенку: "Видишь, королю шах, а защититься нечем".

Объясните, что "ничья" в шахматной игре, это когда никто не может выиграть. Поставьте на доску двух королей. Можно выиграть? Конечно же, нет.

Поясните, как ходят и "едят" пешки (пешка ходит вперед по вертикали, по диагоналям и по горизонталям вбок на одно поле и берет фигуры противника по косой линии (по диагоналям). Ни ходить, ни бить назад пешка не может). Покажите ребенку как пешки, достигшие последней горизонтали, превращаются в различные фигуры. Чудесные превращения, как в сказке! Пусть он попробует это сделать сам.

Третий урок

Повторите коротко все, что вы проходили на предыдущих занятиях. Ничего, что ребенок будет путаться, постепенно он все запомнит.

Объясните, как ходит ладья и как она может брать неприятельские фигуры (ладья ходит и "ест" по горизонтали и по вертикали на любое количество полей). Расскажите, что такое горизонталь и вертикаль. Теперь дайте возможность ребенку объявлять шахи королю. Решайте простейшие задачи. Поставьте позицию, например, где ладьей нужно объявить мат в один ход. Выводите на сцену слона, покажите, как он ходит по диагонали на любое количество полей. (Поставьте на пути слона какие-нибудь фигуры, пусть ваш ребенок "покушает" их.)

Если ребенок усвоит, как ходит ладья и слон, то ему легко будет усвоить, как ходит ферзь (ферзь ходит и бьет фигуры противника на произвольно большое расстояние, ограниченное лишь размерами игровой доски). Расставьте шахматы и попробуйте теперь сыграть настоящую партию.

Не забывайте тактично во время игры напоминать малышу, как правильно ходят фигуры, и ваше терпение будет вознагражденКак играть с ребенком на доске? Не рекомендуется часто поддаваться ребенку. Дети привыкнут к легким победам и даже незначительный проигрыш будут воспринимать как трагедию. Педагоги советуют давать детям фору, например, пара пешек при игре одними пешками или ферзь при игре всеми фигурами. После игры разберите ошибки: плохо развиты фигуры, не сделана вовремя рокировка, без необходимости ходили одной и той же фигурой несколько раз. Учите малышей видеть лучший ход. Больше хвалите за конкретные, хоть и маленькие достижения.

Старайтесь как можно чаще играть с ребенком, и он станет вашим достойным партнером. Малыш должен чувствовать ваше искреннее желание сражаться с ним за шахматной доской и не бояться наказания за ошибки.

Турниры, даже внутрисемейные, могут отрицательно влиять на неокрепшую психику ребенка. Выездные соревнования медики и вовсе советуют отложить до 10-12 лет.

Если малышу вовсе не приглянулась игра - отложите эту идею на несколько месяцев, а потом снова попробуйте, доброжелательно и с выдумкой. Отведите, к примеру, сына на турнир в качестве болельщика. Его наэлектризованная, творческая атмосфера наверняка "заразит" ребенка, он почувствует потребность разгадать неведомое. Или расставьте на доске вместо фигур солдатиков. Клюнуло? Дочке заявите, что ее любимая певица Н. отлично играет в шахматы. Снова - отказ? Помните, что это всего лишь игра! Разрешите ребенку заняться чем-нибудь другим и подождите еще. В обучении дошкольника шахматам самое главное - постараться привить интерес к мудрой игре.