Читаем детям о войне

12.05.2020 10:32

История нашей страны никогда не была безмятежной. В ней есть две особые даты: 22 июня – начало Великой Отечественной войны и 9 мая – День Победы. Семьдесят пять лет минуло со дня Победы в Великой Отечественной войне, но до сих пор не меркнет величие подвига нашего народа. Победа над фашизмом – великий урок всем поколениям. Поэтому мы, взрослые, должны сделать так, чтобы наши дети уже в дошкольном возрасте знали и помнили эти радостные и трагичные страницы нашей истории и не повторяли ошибок прошлого.

          9 мая – праздник простой и в то же время сложный для понимания детей. С одной стороны, простая и понятная тема борьбы добра со злом, а с другой – очень сложно объяснить, почему была война, почему люди уничтожали друг друга.

          Тема войны очень глубокая и серьёзная  для детей дошкольного возраста: ребенку не свойственно трагическое восприятие мира из-за ограниченного детского опыта и присутствия недостаточной сформированности временных связей. И сейчас, в век информационных технологий, у современных детей понемногу стирается грань между реальностью и игрой. Детям очень сложно понять такие сложные темы во всем многообразии конкретной информации. Мышление в дошкольном возрасте носит ярко выраженный конкретный, образный характер и во многом еще сохраняет тесную связь с практической деятельностью. Детям очень трудно понять то, что не проходит через их практическую деятельность.

          Поэтому следует  уделить особое внимание на эмоциональное восприятие детьми темы войныборьбы добра со злом. Ведь им недостаточно знать – надо чувствовать. Воспринятая сердцем, вся информация может запомниться надолго и дать неожиданные результаты.

          Для того чтобы у детей появился интерес к данной теме в ДОУ осуществляется целенаправленная работа (проводятся тематические занятия, чтение художественной литературы, продуктивная, игровая, театрализованная деятельность и т.д.) Но времени, выделенного в детском саду для совместной деятельности с детьми на данную тему явно недостаточно. Поэтому важным становится и активное участие родителей в таких мероприятиях по ознакомлению детей с темой Великой Отечественной войны.

          Особое внимание хотелось бы уделить по ознакомлению детей дошкольного возраста с произведениями о Великой Отечественной войне, воспитывающими историческую память и уважение, гордость за свою Родину. 

          Какие же книги о войне для детей можно посоветовать прочитать ребятам? Разумеется, самыми интересными для них будут те произведения, герои которых их сверстники. Что пережили их ровесники? Как вели себя в сложнейших ситуациях? Какой вклад внесли в Победу?

Почти все написанное для детей о войне создано во второй половине ХХ столетия. В детской литературе для дошкольников существует одна тема – память о Великой Отечественной войне. Редкие авторы обращаются к событиям военных лет непосредственно. Право на это дано не каждому, его надо заслужить. Не годятся придуманные истории о похождениях бравых солдат, легких подвигах и быстрых победах, так увлекающие малышей. Нужна правда – яркая, убедительная, живая. Нужен смысл, доступный маленькому читателю, и в то же время достойный того события, о котором идет речь.

Прежде чем, знакомить дошкольников с произведениями о войне, необходимо подготовить их к восприятию этой сложной темы. Это можно сделать следующими способами:

  • дать небольшие сведения из истории;
  • рассказать маленьким слушателям о том, как мужественно защищали родину солдаты, о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни, о подвиге каждого человека на войне и всего народа в целом;
  • говорить с ними о губительном характере войны, сметающей на своем пути все живое, оставляющей после себя людское горе, выжженую землю.

И только тогда, когда у ребенка будет сформировано хоть малейшее представление о том, что же такое «война», можно предлагать ему рассказы об этом тяжелейшем времени в истории страны.

Многие авторы детской литературы на собственном опыте познали все тяготы войны и не раз пережившее ее в процессе создания художественных произведений, знали то, о чем говорили читателям. Их нельзя не услышать.

Предлагаем вашему вниманию список художественной литературы, которую можно прочитать в кругу семьи с детьми дошкольного возраста, а затем совместно обсудить полученные впечатления от прочитанного:

  • С.П.Алексеев «Рассказы из истории Великой Отечественной войны» - эта книга посвящена трем главным сражениям Великой Отечественной войны. О том, как развивалась грандиозная битва у стен Москвы, о героизме советских людей, вставших на защиту столицы;
  • Е. Благинина «Шинель» – книга о детстве лишенном радостей по чьей-то злой воле, подраненном войной, заставившей рано повзрослеть;
  • А. Барто «Звенигород» – книга о военном детстве в тылу;
  • С.М. Георгиевская «Галина мама» - эта небольшая повесть написана для малышей, для дошкольников, но рассказывается в ней не о пустяках, а о воинской доблести;
  • Ю.П.Герман «Вот как это было» - эта повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии – в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания;
  •  В.Ю. Драгунский «Арбузный переулок» (в книге “Денискины рассказы”) – отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве;
  • А.М. Жариков «Смелые ребята», «Максим в отряде», «Юнбат Иванов»;