Модифицированная программа дополнительного образовательного кружка «Лабиринт знаний»
Пояснительная записка
Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а точно ориентируясь, решать практические задачи человеку помогает компьютер. «Завтра» наших детей - это информационное общество. Если сегодня еще есть сферы жизни, где можно обойтись без компьютера, то в информационном обществе неумение пользоваться компьютером будет означать социальную инвалидность. В сегодняшних условиях информации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок скорее всего столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому необходимо заранее готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования
Хотя школьный курс информатики ставит одной из своих задач формирование навыков работы на компьютере и освоение популярных компьютерных технологий, самое главное для эффективного применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление.
Но если навыки работы с конкретными прикладными программами можно приобрести и в старшей школе, то опоздание с развитием логического мышления - это опоздание навсегда. Понятно, что для логического мышления компьютеры использовать не обязательно, достаточно тщательно подобранной серии игр и задач.
Проанализировав свою работу по обеспечению условий развития познавательной деятельности, пришла к выводу, что регламентированной деятельности недостаточно для высокого уровня развития детей. Поэтому я решила организовать познавательный кружок для развития логического мышления детей «Лабиринт знаний» в своей группе.
Цели и задачи
Цель программы : развитие логического мышления и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через систему занятий познавательной направленности дополнительного кружка «Лабиринт знаний».
Задачи
Образовательные задачи:
Закрепление знаний и умений детей по основным разделам «Информатика», «Математика» в рамках Программы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100).
Развивающие задачи:
Развитие произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания.
Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл знаний, уметь задавать вопросы, отвечать на них.
Воспитательные задачи:
Воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.
Форма реализации программы: регламентированная деятельность дополнительного образовательного кружка «Лабиринт знаний».
Методы и приемы
практические (игровые);
экспериментирование;
моделирование;
воссоздание;
преобразование;
конструирование.
Развивающая среда:
Блоки Дьенеша
Палочки Кьюзнера;
Игры на составление плоскостных изображений предметов.
Обучающие настольно-печатные игры по математике;
Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
Геометрические мозаики и головоломки;
Занимательные книги по математике;
Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;
Простой карандаш; набор цветных карандашей;
Линейка и шаблон с геометрическими фигурами;
Небольшие ножницы;
Набор цветной бумаги;
Счетный материал;
Набор цифр;
Ожидаемые результаты
В результате проведения занятий по информатике дети будут уметь:
-выделять свойства предметов, находить предметы, обобщающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
- обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- называть главную функцию (назначение) предметов;
- расставлять события в правильной последовательности;
- выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
- применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
-находить ошибки в неправильной последовательности простых действий.
-приводить примеры истинных и ложных высказываний;
-приводить примеры отрицаний ( на уровне слов и фраз «наоборот»);
-формулировать отрицание по аналогии;
-пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;
-видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях;
- проводить аналогию между разными предметами;
-находить похоже у разных предметов;
-научить представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов.
- переносить свойства одного предмета на другие.
Диагностика детей проводится 3 раза в год по программе «Школа 2100» . Уровень детей посещающих кружок предполагается быть выше в следующих разделах : - математика, и по уровню психического развития в разделах: внимание, мышление, память.
|
Блоки программы |
1 |
Свойства, признаки и составные части предметов. Свойства предмета. Предметы, обладающие указанным свойством. Множества предметов, обладающих указанным свойством. Подмножества предметов, обладающих совокупностью указанных свойств. Целое и часть. Признаки предметов и значения признаков. Обобщение по признаку. Закономерности в значении признаков у серии предметов. |
2 |
Действия предметов. Последовательность действий, заданная устно. Последовательность действий, заданная графически. Последовательность действий и состояний в природе. Порядок действий , ведущих к заданной цели. Целое действие и его части. Одно действие, применяемое к разным предметам. |
3 |
Элементы логики. Истинные и ложные высказывания. Отрицания( слова и фразы «наоборот»). Разрешающие и запрещающие знаки. Логическая операция «И» |
4 |
Развитие логического воображения Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств с одних предметов на другие . Поиск совпадающих свойств у разнородных предметов. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.
|
Примечание:
В середине и конце года проводятся развлечения и КВН с детьми посещающими и не посещающими кружок.
Курс рассчитан на два года обучения .Занятия с детьми начинаются с 5-6 лет (1 год обучения), 6-7 лет (2 год обучения)
Тематика занятий для детей двух возрастов остается неизменной, однако в подготовительной группе в курс вводятся занятия из пособия Горячева А.В. ,Ключа Н. В.
«Все по полочкам»
Занятия проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю.
Тематический учебный план
Старшая группа –(1 год обучения)
Тема |
задачи |
месяц |
«Волшебный круг» «Пифагор» |
Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления;
|
сентябрь |
«Танграм».
|
Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру – силуэт, ориентируясь на образец. |
октябрь |
«Волшебный квадрат»
|
Упражнять детей в сравнивании треугольников по размеру, составлении из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников. |
ноябрь
|
«Монгольская игра»
«Листик» |
Учить детей предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход составления.
|
декабрь |
«Колумбово яйцо». «Сфинкс» |
Учить детей предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход составления. |
. Январь |
«Вьетнамская игра». |
Упражнять детей в воссоздании силуэтов по схеме, Самостоятельно придумывать новые варианты схем. |
Февраль |
Блоки Дьенеша «Давайте вместе поиграем» «Логические кубики» «Украсим елку бусами» «Логический поезд» «Архитекторы» |
Умение самостоятельно сравнивать, анализировать, абстрагировать .Усвоение элементарных навыков алгометрической культуры мышления. |
Декабрь |
Блоки Дьенеша «Мозаика цифр» «Выкладываем дорожки» «Кошки- мышки» «Я-загадаю,вместе отгадаем». |
Умение самостоятельно сравнивать, анализировать, абстрагировать. Усвоение элементарных навыков алгометрической культуры мышления. |
январь |
Палочки Кьюзнера «Выкладываем из палочек». Выкладываем цифры. Выкладываем буквы. |
Знакомство с принципом окраски палочек - «Цветные семейки», с соотношением цвет-длина- число.
Знакомство с цифрами, буквами. Умение работать со схемой. |
февраль |
Палочки Кьюзнера «Для вас, девочки!» «Для вас, мальчишки.» |
Умение самостоятельно выкладывать изображение, пользоваться схемой, создание сюжета, составление рассказа. |
март |
Блоки Дьенеша «Лепим нелепицы» (альбом) |
Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. |
Апрель |
Блоки Дьенеша «Поиск затонувшего клада» (альбом) |
Тренинг решения примеров. Развитие памяти, внимания, умения работать в коллективе
|
Май |
Тематическое планирование
занятий подготовительная группа (2 год обучения).
№ |
Темы занятий |
занятия |
Срок проведения |
1 |
Сравнение предметов по свойству |
1 |
Сентябрь 3 неделя |
2 |
Подготовка к знакомству с отрицанием |
1 |
Сентябрь 4 неделя |
3 |
Подготовка к введению понятий «истина» и «ложь» |
1 |
Октябрь 1 неделя |
4 |
Отрицание по аналогии. Поиск закономерностей. |
1 |
Октябрь 2 неделя |
5 |
Подмножества с общим свойством. Часть и целое. |
1 |
Октябрь 3 неделя |
6 |
Описание последовательности действий. |
1 |
Октябрь4 неделя |
7 |
Функции (назначения ) предметов. Логическая операция «И». |
1 |
Ноябрь 1 неделя |
8 |
Элементы кодирования. Симметрия по образцу. |
1 |
Ноябрь 2 неделя |
9 |
Обобщение по признаку. |
1 |
Ноябрь 3 неделя |
10 |
Выделение главных свойств предметов. |
1 |
Ноябрь 4 неделя |
11 |
Разбиение множеств на подмножества с общими свойством. |
1 |
Декабрь 1 неделя |
12 |
Повторение тем о свойствах, обобщении по признакам. |
1 |
Декабрь 2 неделя |
13 |
Вложенность множеств предметов с общими свойствами. |
1 |
Декабрь 3 неделя |
14 |
Действия при наличии разрешающих и запрещающих знаков. |
1 |
Декабрь 4 неделя |
15 |
Подготовка к введению понятия «Алгоритм». |
1 |
Январь 2 неделя |
16 |
Закономерность в расположении фигур и предметов. |
1 |
Январь 3 неделя |
17 |
Логическая операция «И». |
1 |
Январь 4 неделя |
18 |
Упорядочение серии предметов по разным признакам. |
1 |
Февраль 1 неделя |
19 |
Последовательность событий. |
1 |
Февраль2 неделя |
20 |
Расстановки и перестановки. |
1 |
Февраль 3 неделя |
21 |
Задачи- шутки(на внимание и логические рассуждения) |
1 |
Февраль 4 неделя |
22 |
Упражнения на развития воображения |
1 |
Март 1 неделя |
23 |
Повторение тем: упорядочение, последовательность действий. Логические операции |
1 |
Март 2 неделя |
24 |
Части - целое |
1 |
Март 3 неделя |
25 |
Сравнивание объектов. Отличия. |
1 |
Март 4 неделя |
26 |
Объединение множеств, задаваемых свойством. |
1 |
Апрель 1 неделя
|
27 |
Вложенность множеств, характеризуемых свойствами. |
1 |
Апрель 2 неделя |
28 |
Элементы кодирования |
1 |
Апрель 3 неделя |
29 |
Простейшие алгоритмы расстановки |
1 |
Апрель 4 неделя |
30 |
Функции(назначение предметов |
1 |
Май 1 неделя |
31 |
Отображение множеств |
1 |
Май 2 неделя |
32 |
Выделение свойств |
1 |
Май 3 неделя |
Список литературы.
Венгер А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста-М., 1999
Горячев А. В. Ключ Н. В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников.М.,1999
Горячев А. В. Ключ Н. В. Все по полочкам. Учебник- тетрадь для дошкольников 5-6 лет. «Ювента».
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников-М.,-1990
Петерсон Л.Г. Кочемасова Е.Е. «Раз - ступенька, два -ступенька…». Методические рекомендации к курсу математики .
Петерсон Л.Г. Кочемасова Е.Е. «Раз- ступенька,два- ступенька…»учебник – тетрадь для детей 5-6 лет.
Петерсон Л. Г Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах» математика для детей 5-7 лет.