Модифицированная программа дополнительного образовательного кружка «Лабиринт знаний»

02.01.2016 17:18

 Пояснительная записка

 

      Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Не утонуть в этом информационном море, а точно ориентируясь, решать практические задачи человеку помогает компьютер. «Завтра» наших детей - это информационное общество. Если сегодня еще есть сферы жизни, где можно обойтись без компьютера, то в информационном обществе неумение пользоваться компьютером будет означать социальную инвалидность. В сегодняшних условиях информации общества педагоги и родители должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу  ребенок скорее всего столкнется с применением вычислительной техники.        Поэтому необходимо заранее готовить    ребенка  к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями образования 

Хотя школьный курс информатики ставит одной из своих задач  формирование навыков работы на компьютере и освоение популярных компьютерных технологий, самое главное для эффективного применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление.

Но если навыки работы с конкретными прикладными программами можно приобрести и  в старшей школе, то опоздание с развитием логического мышления - это опоздание навсегда. Понятно, что для логического мышления компьютеры использовать не обязательно, достаточно тщательно подобранной серии игр и задач.

 Проанализировав свою работу по обеспечению условий развития познавательной деятельности, пришла к выводу, что регламентированной деятельности недостаточно для высокого уровня развития детей. Поэтому я решила организовать познавательный кружок для развития логического мышления детей  «Лабиринт знаний» в своей группе.

 

Цели и задачи

Цель программы :  развитие логического мышления и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через систему занятий познавательной направленности дополнительного кружка «Лабиринт знаний».

 

Задачи 

Образовательные задачи:

            Закрепление знаний и умений детей по основным разделам «Информатика», «Математика»  в рамках Программы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе   «Школа 2100» («Детский  сад 2100).

 

Развивающие задачи:

            Развитие произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания.

Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл знаний, уметь задавать вопросы, отвечать на них.

 

Воспитательные задачи:

            Воспитание у детей потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.

 

 

Форма  реализации программы:  регламентированная деятельность дополнительного образовательного  кружка «Лабиринт знаний».

 

Методы и приемы

 практические (игровые);

 экспериментирование;

 моделирование;

воссоздание;

 преобразование;

 конструирование.

 

Развивающая среда:

Блоки Дьенеша

Палочки Кьюзнера;

Игры на составление плоскостных изображений предметов.

Обучающие настольно-печатные игры по математике;

Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;

Геометрические мозаики и головоломки;

Занимательные книги по математике;

Задания из тетради на печатной основе  для самостоятельной работы;

Простой карандаш; набор  цветных карандашей;

Линейка и шаблон с геометрическими фигурами;

Небольшие ножницы;

Набор цветной бумаги;

Счетный материал;                               

Набор цифр;

 

Ожидаемые результаты

 

В результате проведения занятий по информатике дети будут уметь:

-выделять свойства предметов, находить предметы, обобщающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

- обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;

- сопоставлять части и целое для предметов и действий;

- называть главную функцию (назначение) предметов;

- расставлять события в правильной последовательности;

- выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

- применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;

- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

-находить ошибки в неправильной последовательности    простых действий.

-приводить примеры истинных и ложных высказываний;

-приводить примеры отрицаний ( на уровне слов и фраз «наоборот»);

-формулировать  отрицание по аналогии;

-пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;

-видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях;

- проводить аналогию между разными предметами;

-находить  похоже у разных предметов;

-научить представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов.

- переносить свойства одного предмета на другие.

Диагностика детей проводится 3 раза в год по программе «Школа 2100» . Уровень детей посещающих кружок предполагается быть выше в следующих разделах : - математика, и по уровню  психического развития в разделах: внимание, мышление,   память.

 

 

 

Блоки программы

1

Свойства, признаки и составные части предметов.

Свойства предмета. Предметы, обладающие указанным свойством. Множества предметов, обладающих указанным свойством. Подмножества предметов, обладающих совокупностью указанных свойств. Целое и часть. Признаки предметов и значения признаков. Обобщение по признаку. Закономерности в значении признаков у серии предметов.

2

Действия предметов.

Последовательность действий, заданная устно. Последовательность действий, заданная графически. Последовательность действий и состояний в природе. Порядок действий , ведущих к заданной цели. Целое действие и его части. Одно действие, применяемое к разным предметам.

3

Элементы логики.

Истинные и ложные высказывания. Отрицания( слова и фразы «наоборот»).

Разрешающие и запрещающие знаки.

Логическая операция «И»

4

Развитие логического воображения

Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств с одних предметов на другие . Поиск совпадающих свойств у разнородных предметов. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств  предметов.

 

 

Примечание:

В середине и конце года проводятся развлечения и КВН с детьми посещающими и  не посещающими кружок.

Курс рассчитан на два года обучения .Занятия с детьми начинаются с 5-6 лет (1 год обучения), 6-7 лет (2 год обучения)

Тематика занятий для детей двух возрастов остается неизменной, однако в подготовительной группе в курс вводятся занятия из пособия Горячева А.В.  ,Ключа Н. В.

«Все по полочкам»

Занятия проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю.

                                                                                       Тематический учебный план

Старшая группа –(1 год обучения)

Тема

задачи

месяц

  «Волшебный круг»

«Пифагор»

Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления;

 

 

сентябрь

 

«Танграм».

 

 Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру – силуэт, ориентируясь на образец.

 

октябрь

«Волшебный квадрат»

 

 Упражнять детей в сравнивании треугольников по размеру, составлении из них новых геометрических фигур: квадратов, четырехугольников, треугольников.

 ноябрь

 

 «Монгольская игра»

 

«Листик»

 Учить детей предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход составления.

 

 

декабрь

 

«Колумбово яйцо».

«Сфинкс»

 

Учить детей предположительно рассказывать способ расположения частей в составляемой фигуре, планировать ход составления.

 .

Январь

 

«Вьетнамская игра».

 

Упражнять детей в воссоздании силуэтов по схеме,  Самостоятельно придумывать новые варианты схем.

 

Февраль

Блоки Дьенеша «Давайте вместе поиграем»

«Логические кубики»

«Украсим елку бусами»

«Логический поезд»

«Архитекторы»

 

Умение самостоятельно сравнивать, анализировать, абстрагировать .Усвоение элементарных навыков  алгометрической культуры мышления.

 Декабрь

 Блоки Дьенеша

«Мозаика цифр»

«Выкладываем дорожки»

«Кошки- мышки»

«Я-загадаю,вместе отгадаем».

 

Умение самостоятельно сравнивать, анализировать, абстрагировать.

Усвоение элементарных навыков алгометрической культуры мышления.

 январь

Палочки Кьюзнера

«Выкладываем из палочек».

Выкладываем цифры.

Выкладываем буквы.

Знакомство с принципом окраски палочек - «Цветные семейки», с соотношением цвет-длина- число.

 

 

Знакомство с цифрами, буквами.

Умение работать со схемой.

 

февраль

Палочки Кьюзнера

«Для вас, девочки!»

«Для вас, мальчишки.»

 

Умение самостоятельно выкладывать изображение, пользоваться схемой, создание сюжета, составление рассказа.

 

март

Блоки Дьенеша «Лепим нелепицы» (альбом)

Развитие сенсорных способностей у детей, пространственных представлений, образного и логического мышления, смекалки и сообразительности. 

 

Апрель

Блоки Дьенеша «Поиск затонувшего клада» (альбом)

 Тренинг решения примеров. Развитие памяти, внимания, умения работать в коллективе

 

 

 

Май

Тематическое планирование

занятий подготовительная группа (2 год обучения).

Темы занятий

 занятия

Срок проведения

1

Сравнение предметов по свойству

1

Сентябрь 3 неделя

2

Подготовка к знакомству с отрицанием

1

Сентябрь 4 неделя

3

Подготовка к введению понятий «истина» и «ложь»

1

Октябрь 1 неделя

 4

     Отрицание по аналогии. Поиск закономерностей.

1

Октябрь 2 неделя

5

Подмножества с общим свойством. Часть и целое.

1

Октябрь 3 неделя

6

Описание последовательности действий.

1

Октябрь4 неделя

7

   Функции (назначения ) предметов. Логическая операция «И».

1

Ноябрь   1 неделя

8

Элементы кодирования. Симметрия по образцу.

1

       Ноябрь   2 неделя

9

Обобщение по признаку.

1

Ноябрь 3 неделя

10

Выделение главных свойств предметов.

1

Ноябрь 4 неделя

11

Разбиение множеств на подмножества  с общими свойством.

1

Декабрь 1 неделя

12

Повторение тем о свойствах,  обобщении по признакам.

1

Декабрь 2 неделя

13

Вложенность множеств  предметов  с общими свойствами.

1

Декабрь 3 неделя

14

Действия при наличии разрешающих и запрещающих знаков.

1

Декабрь 4 неделя

15

Подготовка к введению понятия «Алгоритм».

1

 Январь 2 неделя

16        

Закономерность в расположении фигур и предметов.

1

Январь 3 неделя

17   

Логическая операция «И».

1

Январь 4 неделя

18    

Упорядочение серии предметов по разным признакам.

1

Февраль 1 неделя

19    

Последовательность событий.

1

Февраль2 неделя

20                  

Расстановки и перестановки.

1

Февраль 3 неделя

21                               

Задачи- шутки(на внимание и логические рассуждения)

1

Февраль 4 неделя

22

Упражнения на развития воображения

1

Март 1 неделя

 23

Повторение тем: упорядочение, последовательность действий. Логические операции

1

 

Март 2 неделя

24

Части - целое

1

    Март 3 неделя

25

Сравнивание объектов. Отличия.

1

     Март 4 неделя

26

Объединение множеств, задаваемых свойством.

1

     Апрель  1 неделя

 

27

Вложенность множеств, характеризуемых свойствами.

1

     Апрель 2 неделя

28 

Элементы кодирования

1

     Апрель 3 неделя

29

Простейшие алгоритмы расстановки

1

      Апрель 4 неделя

30

Функции(назначение предметов

1

      Май 1 неделя

31

Отображение множеств

1

      Май 2 неделя

32

Выделение свойств

1

      Май 3 неделя

Список литературы.

 

Венгер А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста-М., 1999

 

Горячев А. В. Ключ Н. В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников.М.,1999

 Горячев А. В.  Ключ Н. В. Все по полочкам. Учебник- тетрадь для дошкольников 5-6 лет. «Ювента».

 

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников-М.,-1990

 Петерсон Л.Г.  Кочемасова Е.Е. «Раз - ступенька, два -ступенька…». Методические рекомендации к курсу математики .

Петерсон Л.Г.  Кочемасова Е.Е. «Раз- ступенька,два- ступенька…»учебник – тетрадь для детей 5-6 лет.

Петерсон Л. Г  Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах» математика для детей 5-7 лет.