КОГДА НАЧИНАТЬ ОБУЧЕНИЕ РЕБЁНКА ЧТЕНИЮ?

27.02.2023 16:52


Однозначного ответа на этот вопрос быть не может, потому что для каждого ребёнка оптимальное время начала обучения грамоте сугубо индивидуально. Но так как сам ребёнок самостоятельно научиться читать не может (исключение составляют уникальные случаи детской одарённости), то решение - когда учить читать - остаётся за взрослыми.

Прежде всего, необходимо знать, что готовность к обучению грамоте обусловлена определённой зрелостью фонетико-фонематических процессов (ФФП). Фонематический слух обеспечивает способность различать, анализировать и дифференцировать звуки человеческой речи, фонематическое восприятие – способность воспринимать звуковой и слоговой состав слова. Без этих умений невозможно правильно читать и писать, поэтому ФФП составляют фундамент письменной речи, а их нарушения приводят к стойким нарушениям чтения и письма.

У каждого ребёнка темпы развития ФФП индивидуальны и обусловлены рядом причин: у кого-то уровень созревания ФФП, необходимый для обучения чтению, достигается рано – к четырём (и даже трём!) годам, у кого-то позже – к восьми. В подавляющем же большинстве случаев это происходит к пяти годам.

Понятно, что сам ребёнок не может оценить, готов он к чтению или нет. Но взрослым о его готовности будут свидетельствовать следующие признаки в поведении:
✅проявление интереса к буквам, вывескам, заголовкам и печатным изданиям;
✅интерес к буквам, вывескам, заголовкам и печатным изданиям;
✅ поиск знакомых букв в надписях и заголовках;
✅ просьбы показать, как пишется то или иное слово;
✅ попытки «читать» книги и «писать» буквы, слова, своё имя;
✅подпись своих рисунков и поделок;
✅просьбы научить читать.

При наличии этих признаков необходимо также учитывать психологическую и речевую готовность. Ребёнок готов к обучению чтению, если он:
✅свободно говорит предложениями, понимает смысл сказанного;
✅может описать картинку, пересказать услышанную сказку, увиденный мультфильм;
✅у него нет логопедических проблем, он произносит все звуки и различает их на слух;
✅понимает, где находится право, а где лево, что значит вверх, а что вниз.

❗Только при наличии всех этих признаков и умений можно приступать к обучению чтению. Если же «пазл не складывается», обучение грамоте преждевременно.

В этом случае научить ребёнка читать тоже возможно, но это будет для него намного труднее. К тому же в школе ребёнку не избежать негативных последствий, которые проявятся в виде дисграфических и дислексических ошибок, в основе которых лежит недоразвитие фонетико-фонематических процессов:
- это пропуски, замены, перестановки букв, лишние буквы;
- пропуски, повторы и перестановки слогов, лишние слоги;
- смешение парных согласных букв по акустическому и артикуляторному типу и по начертательному типу;
- недописывание и «недочитывание» слов;
- ошибки в ударных слогах;
- ошибки при фонетическом разборе слова;
- пропуски приставок, разрывы слов, слитное написание предлогов с другими словами;
- ошибки в обозначении мягкости согласных на письме, ошибки при переносе слов, делении их на слоги; ошибки в написании слогов ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ и др.

Важно также предупредить взрослых, что при наличии готовности ребёнка к обучению грамоте не стоит задерживать начало обучения, т.к. проявленный интерес к чтению не будет длиться долго: как и любая возникшая мотивация, интерес к чтению сначала возрастает, достигает пика, а потом идёт на спад. Если его упустить, то к тому времени, когда ребёнок начнёт учиться грамоте в школе, интерес к чтению у него к этому времени может угаснуть.
Надеюсь, что все эти советы и рекомендации помогут взрослым сориентироваться, когда время учить читать пришло.