ГЕОМЕТРИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ

14.05.2022 18:40

Геометрия - раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы. Элементарная геометрия изучает свойства простейших фигур и тел.
Изучение геометрии как отдельного школьного предмета начинается в седьмом классе. Все мы помним, как в школе учили формулировки аксиом и теорем, бились над задачами и доказательствами... Для многих этот предмет являлся одним из сложных.
Однако первый опыт исследования форм и фигур дети получают уже в дошкольном возрасте.
Какая геометрия у дошкольников? Конечно, ещё совсем-совсем не школьная. Это наблюдение геометрических форм в объектах окружающего мира, прежде всего в игрушках и поделках; развитие абстрактных представлений.
Работа в этом направлении в ДОО сводится к узнаванию и называнию детьми нескольких плоских геометрических фигур и нескольких объёмных.
Что это за фигуры? Это круг, многоугольники (треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и иногда шестиугольник), простые объёмные тела (шар, пирамида, кубик, кирпичик).
Попытки перейти к реальному предмету, где требуются доказательства и обоснования, не соответствуют возрастным возможностям дошкольников. Это задачи школьного обучения. Мы же занимаемся развитием воображения и первичных представлений.
Многоугольник - одно из немногих понятий, которое может быть рассмотрено и, в прямом смысле слова, прощупано ребёнком.


Уже в возрасте 2-3 лет мы можем дать ребёнку эту плоскую фигуру и предложить исследовать её руками, нащупать углы, показать, как эта фигура, если её катить по плоской поверхности, задевает эту поверхность углами.
Мы можем вместе с ребёнком осознанно дать этой фигуре название «многоугольник» ещё на стадии освоения понятий «один» и «много». Ведь для большинства малышей даже в треугольнике углов – много.

Позже, в процессе подробного знакомства с числами, устанавливаем соответствие между числом три и треугольником (три угла), числом четыре и четырёхугольником. Важно понимать, что организовывать такую работу с фигурами, количество углов у которых больше шести, нецелесообразно, так как это становится уже несколько затруднительно для восприятия ребёнка.

Работа с понятиями «квадрат» и «прямоугольник» строится на уровне простого визуального бездоказательного узнавания, ведь мы не знакомим детей с понятием «прямой угол».