ДОШКОЛЬНИКАМ О ВЕЛИЧИНАХ

08.01.2022 18:27

✅Что такое величины?

Для дошкольника величины – это те признаки предметов, которые можно измерить и записать их значение в виде натурального числа.

✅С какими величинами мы знакомим дошкольников?
В детском саду мы знакомим детей с такими величинами как длина, вместимость и масса предметов.
При этом «длина» - это общепринятое название величины, а показываем мы детям и измеряем вместе с ними длину, ширину, высоту, глубину, толщину и т.д. объектов мира, который их окружает.
Для работы мы выбираем только те объекты, величину которых дети действительно могут измерить сами.

✅Зачем детям знать о величинах?
С точки зрения формирования элементарных представлений о мире знакомство с величинами необходимо, ведь ребёнок постоянно сталкивается с ними в повседневной жизни.
Но нас в данном случае более всего интересует значение работы с величинами при формировании элементарных математических представлений.
Переоценить значимость этой работы просто невозможно. Именно величины дают нам возможность формировать представления о натуральных числах, буквально «пропуская» эти числа через глаза и руки ребёнка.
Измеряя величины, мы собираем натуральные числа из единичек, закладывая основы представлений о составе числа. А это, как известно, основы осознанного и эффективного счёта.
В пособиях «Моя математика» и «Математика шаг за шагом» выстроена система работы с величинами, позволяющая именно так работать с детьми: закладывая представления о числах через различные виды детской деятельности (прежде всего познавательно-исследовательскую и коммуникативную), опираясь на возрастные возможности ребёнка, способы его мышления.
Величины измеряют однородными мерками, принятыми за единицу измерения. Длины – единичными длинами, массу – единичными массами и т.д.Мы не знакомим дошкольников с общепринятым единицами измерения величин, так как ребёнок пока не в состоянии их осмыслить. В этом возрасте мы занимаемся только формированием первых и базовых представлений о способах измерения. При этом единицы измерения (мерки) выбираются произвольно. Так, например, вместимость банки или кувшина мы можем измерить с помощью чашки или стакана, длину – с помощью шагов и т.д.
Главное здесь – дать понять детям, что мы собираем любые натуральные числа из единичек. Так мы закладываем основы представлений о составе числа. То есть величины и процесс их измерения – это, прежде всего, наглядная работа с числами, с которыми мы знакомим детей.
Надо сказать, что мерки, единицы измерения появляются не сразу. Процесс измерения проходит три стадии: визуальную, стадию сравнения двух или нескольких величин, и, наконец, непосредственное измерение величины выбранной меркой.
Эта важнейшая работа является одним из основных направлений работы в наших пособиях «Моя математика» и «Математика шаг за шагом».