"Куда девать воображение?"

10.11.2018 08:21

Дети стали хуже играть. Специалисты отмечают: игры изменились по сюжетам, стали более короткими и примитивными. Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, и изменение ее уровня повлекло за собой перемены в характере и психическом развитии.

Во многом в упадке игры виновата современная игрушка, тоже существенно поменявшая лицо. К примеру, наметилась тенденция к натурализации образа. Мечта любой девочки кукла Бэби Бон и выглядит, как живой младенец, и действия его воспроизводит с пугающей достоверностью. Она плачет, ходит в туалет, ест… Однако происходит это с регулярностью, известной лишь ей одной, — ребенок никак не может управлять куклой и воплощать свой игровой замысел. Некоторые дети, подсознательно поняв, что кукла живет самостоятельной жизнью, и они не смогут задавать ход игре, добираются до отключающего механизма и увлеченно начинают играть куклой, превратившейся в обычного молчащего пупса.

Родителей невероятно привлекает техническая оснащенность. Они скорее купят мягкую игрушку, без конца затягивающую один и тот же мотив, чем такую же, но без музыкальных “талантов”. Им приятно осознавать, что деньги выложены за робота, не стоящего на месте, а ездящего по кругу и подмигивающего глазами-фарами. А ребенок уже не может добавить что-то свое, преобразовать действия игрушки, — ему остается только созерцать.

В магазинах можно встретить кукол, на лицах которых застыли те или иные эмоции: страх, боль, удивление... В одном детском саду подобную игрушку наблюдательные малыши нарекли “больной бомж”, и игра свелась к бесконечному его успокаиванию. Хуже, когда ребенок перенимает образ на себя. А еще хуже — наблюдать эту куклу с рождения и впоследствии не воспринимать ее как страшную и считать жуткую гримасу нормой.

К куклам с богатым приданым — платьями, обувью, сумочками, каретами, лошадьми, домами, машинами, постельным бельем и косметикой — психологи и педагоги тоже относятся настороженно.

Казалось бы, здесь-то от чего предостерегать!

Однако наблюдения за детьми, которым взрослые не поскупились полностью обеспечить кукольное житье-бытье, показали: детализация игрушки закрывает возможности проявить себя — игрушка тормозит фантазию ребенка, подталкивает к тому, чтобы избрать для игры исключительно прилагаемые вещи. Если у ребенка в игрушечной будке живет собачка с поводком и даже корм уже насыпан в мисочку заботливым производителем, что тут придумывать! А сколько нынешних модельеров и дизайнеров в далеком детстве собственными руками обшивали нарядами своих кукол, когда магазинная игрушка имела одно-единственное платье, зато будила фантазию и дарила радость созидания.

Все эти игрушки, согласно терминологии психологов, являются закрытыми по образу и способу действия. Интересно, что закрытость может быть как у образных игрушек, изображающих людей, животных, героев мультфильмов, так, например, и у некоторых конструкторов. Не самый подходящий подарок — такой набор, собирая который ребенок будет зациклен на соединении мелких деталей, при том, что общий замысел для него трудноуловим. Полезность конструирования сведется к нулю.

Одним из первых обратил внимание на то, что игрушка — своеобразная школа воспитания чувств маленького человека, знаменитый Ушинский. “Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, — писал он, — любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало”.

 

Развитие без принуждения

Ребенок не успевает родиться, как его домашняя игротека заполняется развивающими играми: мол, “хочется вырастить гения”! Производители силу спроса оценили и, спускаясь все ниже и ниже по возрастной лестнице, предлагают пособия по обучению чтению… трехмесячных детей.

Развивающие игры, безусловно, нужны, и Россия в этом плане конкурентоспособна, у нас множество авторских методик. Однако не стоит безоговорочно верить надписи на упаковке. Под “развивающими играми” предприимчивые издатели всучат материалы, не столько развивающие, сколько обучающие либо закрепляющие изученный материал, тренирующие ряд навыков. Кстати, ни одного ребенка такой “игрой” не обмануть. Кроме того, развитие нельзя ограничивать одной интеллектуальной сферой. В дошкольном возрасте требуют внимания многие другие стороны личности.

Некачественные игры уводят в сторону. Мало того, что не дают свободно играть, так еще и перегружают малышей. Признак эффективной игры — простота, для того чтобы ребенок мог усвоить одно правило и удерживать его в голове на протяжении всей игры. Если он взялся за лото, то невозможно тут же выучить правила дорожного движения и освоить счет до десяти, как велит инструкция к игре.

Большое количество издательств пользуются тем, что школы повысили требования к поступлению в первый класс, проводят тестирования, несмотря на запреты. Родителей вынуждают покупать дорогостоящие комплекты развивающих игр (или лжеразвивающих) с подробными методиками (к слову, порой они оказываются пособиями для педагогов и психологов).

По мнению специалистов, родители неверно полагают, будто массированные атаки развивающими играми в раннем детстве обезопасят детей от проблем в школьном обучении. Назойливые систематические занятия, перегрузка ненужными в этом возрасте навыками приводят в дальнейшем к обратному результату — учебе без удовольствия. Как раз свободная, ролевая игра помогает формировать те функции, которые понадобятся первокласснику при освоении школьной программы.

 

Экзамен для игрушки

На рынке игрушек в России царит хаос. Мало-мальски он подчиняется гигиеническим требованиям. О психологической и педагогической экспертизе на серьезном уровне нет и речи. К счастью, за “игрушечную” экспертизу взялись сотрудники Центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета. В последнее время спектр экспертируемой продукции расширился: помимо игрушек, оценку проходят электронные и компьютерные игры, видеопродукция для детей, дидактические игры и печатные издания.

Разработка качественных и количественных критериев экспертизы игрушки — особая работа сотрудников центра. Недавно они подробно знакомили с ней участников национальной научно-практической конференции “Психология образования”.

Так, в большинстве случаев возраст, указанный на этикетке, не соответствует реальному назначению. Некачественно выполненную, не удобную для самостоятельной деятельности игрушку, якобы предназначенную двухлетнему малышу, тот осилит лет в пять, но, конечно, без всякого интереса.

Второй критерий — открытость, возможность для вариативных действий ребенка.

Кроме развивающего эффекта, игрушке важно приносить удовольствие, провоцировать активность и быть привлекательной. Правда, противоречие состоит в том, что вредные игрушки иногда необычайно привлекательны. Бэтмен и Человек-паук промелькнули в фильме, но остались в виде широко рекламируемых игрушек, закладывающих в сознание мальчика модель “истинного мужчины”, который решает все проблемы кулаками. Реклама куклы Bratz с чувственным ртом, ярким макияжем и демонстрируемыми женскими прелестями тоже сделала свое дело — редкая девочка не имеет ее сегодня. А психологи уверены: кукла становится значимым образом идеальной женщины, и впоследствии он ляжет в основу женской сущности ее обладательницы.

…Мы готовы ради детей оставлять немалые суммы в кассе магазина игрушек — хотим радовать малышей и помогать развиваться. Но, видимо, “детский мир” — не то место, где важно угнаться за прогрессом. Гораздо больше пользы принесет старая добрая кукла с наивными, широко распахнутыми глазами.

Какая она, правильная игрушка?

— Безопасная, надежная, функциональная, красивая.

С безопасностью все понятно: требуйте гигиенические сертификаты.
Надежная — значит долговечная. Если игрушка, прослужив владельцу верой и правдой, переходит по наследству младшей сестре или дарится детскому саду — это правильная игрушка.

Функциональная — простая в использовании, соответствующая интеллектуальным и физическим возможностям ребенка.

Выбирая игрушку, ориентируйтесь и на собственные эстетические предпочтения: какой бы полезной игрушка ни была, она должна быть красивой.
Не обязательно дорогая, есть немало отечественных компаний, пользующихся уважением и успехом благодаря высоким стандартам качества, актуальности своих товаров и вменяемым ценам.